Транспортная маркировка — это нанесение надписей, специальных знаков и обозначений на упаковку груза. И, может, не стопроцентная, но гарантия того, что груз не потеряется в пути и доедет к пункту назначения в целости и сохранности. Ведь маркировка содержит полную информацию о грузе: его количество, масса и габариты , размер партии, сведения о поставщике и покупателе, места отправления и прибытия (если требуется, то и перегрузки), а главное — указания на то, как правильно обращаться с грузом во время пути и при погрузочно-разгрузочных работах, чтобы не повредить его и не испортить.
Транспортная маркировка включает в себя:
- основные надписи;
- дополнительные надписи;
- информационные надписи;
- манипуляционные знаки.
Все они, их содержание, обозначение, порядок и место нанесения стандартизированы и подчинены ГОСТу 14192-96 . Иначе, если бы каждый наносил маркировку так, как ему вздумается, и по собственному усмотрению, возникла бы такая неразбериха и такое непонимание, что ни о какой сохранности груза и речи бы не шло.
Маркировка наносится отправителем, и именно в таком виде, с маркировкой, упакованный груз передается перевозчику. Перевозчик, в свою очередь, дополняет ее надписью транспортной организации, а также (особенно что касается сборных грузоперевозок ) указанием количества груза в партии и порядкового номера грузовых мест.
Итак, какая же информация должна содержаться на упаковке груза?
Основные надписи — это:
- наименование грузополучателя (полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке);
- пункт назначения (если груз едет с «пересадкой», то с обязательным указанием места перегрузки);
- количество грузовых мест в партии и порядковый номер внутри партии: для обозначения используется дробь, где числитель — это порядковый номер грузового места, а знаменатель — количество грузовых мест в партии (если, например, партия содержит шесть мешков с одеждой, то для второго мешка обозначение будет выглядеть так — 2/6).
Основные надписи наносятся по центру тары и, кстати, могут не включать в себя указание на количество грузовых мест и порядковый номер места. Такое указание обязательно тогда, когда осуществляются сборные грузоперевозки (чтобы выделить грузы, идущие к одному получателю), при перевозках разнородных и разносортных грузов в одинаковой таре либо одинакового груза, упакованного в разную тару, а также для комплектов оборудования.
Дополнительные надписи содержат:
- наименование грузоотправителя (полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке);
- пункт отправления;
- надписи транспортных организаций (регламентируются Министерством транспорта).
Последнее наносится в правом верхнем углу, а информация о грузоотправителе и месте отправления — в правом нижнем.
К информационным надписям относятся:
- масса брутто и нетто грузового места в килограммах или количество изделий в таре (указываются внизу посредине);
- габариты грузового места (длина, ширина, высота или диаметр и высота) в сантиметрах: их место на таре — внизу слева.
Габаритные размеры, кстати, при автомобильных грузоперевозках обязательно отмечать тогда, когда один из параметров превышает 1,2 м, а массу брутто и нетто можно не наносить, если они уже указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию.
Что важно: если груз едет на паллетах (или, как еще называют, в транспортных пакетах), то на отдельные грузовые места, из которых сформирована паллета , в обязательном порядке наносятся только значения массы брутто и массы нетто, вся остальная информация размещается для паллеты в целом. При этом вместо количества грузовых мест в партии и порядкового номера грузового места указываются: общее количество паллет (пакетов) в партии, количество грузовых мест в паллете и ее порядковый номер.
Информация дается также в виде дроби, где числитель — это общее количество паллет в партии, знаменатель — количество грузовых мест в паллете, а в скобках — порядковый номер паллеты. Например, для третьей паллеты в партии, состоящей из пяти паллет по 20 коробок каждая, обозначение будет выглядеть так: 5/20 (3).
Кроме того, при комплектных автомобильных грузоперевозках (когда машина целиком везет груз от одного отправителя и предназначенный одному получателю) можно не наносить на упаковку (как на отдельное грузовое место, так и на паллеты) основные, дополнительные и информационные надписи. Обязательны к размещению только значения массы брутто и массы нетто.
Однако при сборных грузоперевозках такое упрощение маркировки не действует!
Но что уж точно в любом случае должно содержаться на упаковке груза (вне зависимости от того, объединен он на паллеты или едет отдельно, упакована машина комплектным грузом или сборным), так это манипуляционные знаки . Причем при перевозках на паллетах (в транспортных пакетах) знаки следует одновременно наносить и на паллету, и на каждое грузовое место, из которых она сформирована.
Манипуляционные знаки — это специальные обозначения, которые указывают на то, как необходимо обращаться с грузом, чтобы не повредить его и не ухудшить его качества. Они регламентируют условия хранения, транспортировки, погрузки и разгрузки и предназначены для всех участников перевозки: грузчиков, водителя, операторов склада и получателя товара.
Номера, наименование, изображение и назначение каждого манипуляционного знака также регламентировано ГОСТом 14192-96 и, кроме того, подчиненно международным стандартам.
Манипуляционные знаки размещаются в верхнем левом углы тары и, как правило, имеют вид картинок.
Знак №1. « Хрупкое. Осторожно»: используется для обозначения хрупких грузов и предупреждает об осторожном обращении с ними. | |
Знак №2. «Беречь от солнечных лучей» : настоятельно рекомендует защищать груз от солнечных лучей и нагревания. | |
Знак №3 . «Беречь от влаги» : предупреждает о необходимости сохранять груз сухим и уберегать его от влаги. | |
Знак №4 . «Беречь от излучения» : напоминает о том, что любой вид излучения может ухудшить качество груза. | |
Знак №5 . «Ограничение температуры» : устанавливает диапазон температурных значений, при которых следует хранить, транспортировать, перегружать груз и т.д. и предполагает несколько вариантов — с указанием диапазона температур, допустимого минимального или максимального значения. | |
Знак №6 . «Скоропортящийся груз» : наносится на скоропортящиеся грузы , которые требуют особых условий хранения и транспортировки — соблюдения температурного режима, защиты от высоких или низких температур, вентиляции и т.п. | |
Знак №7 . «Герметичная упаковка» : запрещает открывать упаковку при транспортировке, хранении груза и при проведении погрузочно-разгрузочных работ. | |
Знак №8 . «Крюками не брать» : не допускает применения крюков при подъеме груза. | |
Знак №9 . «Место строповки» : указывает, где должны располагаться канаты или цепи для подъема груза. | |
Знак №10 . «Здесь поднимать тележкой запрещается» : обозначает места, где при подъеме груза нельзя использовать тележку. | |
Знак №11 . «Верх» : устанавливает правильное вертикальное расположение груза. | |
Знак №12 . «Центр тяжести» : наносится именно на место центра тяжести в том случае, если центр тяжести не совпадает с геометрическим. | |
Знак №13 . «Тропическая упаковка» : требуется тогда, когда груз рискует оказаться под влиянием тропического (или соответствующего тропическому) климата, и для тех грузов, которым подобный климат вредит; напоминает, что во время транспортировки, хранения и при проведении погрузочно-разгрузочных работ следует быть очень осторожным и ни в коем случае не допускать открытия и малейшего повреждения упаковки. При этом буква «Т» — это знак тропической упаковки, а цифры под ней — месяц и год упаковки. | |
Знак №14. «Штабелировать запрещается» : указывает на то, что на этот груз как при транспортировке, так и при хранении ни в коем случае нельзя класть другой груз. | |
Знак №15. «Поднимать непосредственно за груз» : означает, что поднимать груз за упаковку запрещается — только непосредственно за сам груз. | |
Знак №16. «Открывать здесь» : указывает на то место, где следует открывать упаковку. | |
Знак №17. «Защищать от радиоактивных источников» : предупреждает, что проникновение излучения может уничтожить груз или ухудшить его качество. | |
Знак №18. «Не катить» : запрещает подвергать груз качению. | |
Знак №19. «Штабелирование ограничено» : указывает на то, что на данный груз можно класть груз только определенной массы. | |
Знак №20. «Зажимать здесь» : устанавливает места, за которые следует брать груз зажимами. | |
Знак №21. «Не зажимать» : обозначает стороны упаковки, которые не должны зажиматься. | |
Знак №22. «Предел по количеству ярусов в штабеле» : определяет максимальное количество одинаковых грузов, которые можно ставить один на один (при этом n — это предельное количество грузов). | |
Знак №23. «Вилочные погрузчики не использовать» : запрещает использование вилочных погрузчиков при погрузке и разгрузке данного груза. |
Впрочем, в том случае, если для какого-то особенного способа деликатного обращения с грузом манипуляционные знаки еще не придуманы, или существующие знаки не отражают всех нюансов работы с грузом, или это какой-то уникальный груз, требующий уникального же «обхождения», допускается вместо знаков по ГОСТу просто писать (человеческим языком) предупредительные надписи.
Кроме того, вместо самих «картинок» можно указать номер или название знака вместе со ссылкой на ГОСТ. Например: 1 ГОСТ 14192-96. Или: «Хрупкое. Осторожно» ГОСТ 14192-96.
Как читается маркировка?
Для того чтобы прочитать маркировку груза (а значит, правильно понять информацию, которую она несет), нужно не только знать, какой смысл содержат те или иные знаки и надписи, но и учитывать, где именно на упаковке эти надписи стоят. Так, например, легко перепутать сведения об отправителе и получателе и пунктах отправления и назначения (они, в принципе, похожи друг на друга: наименование организации + адрес), если не иметь представления, в каких точно местах должны располагаться одни данные, а в каких — другие. То же самое с массой брутто и с массой нетто грузового места.
Итак, схема размещения маркировки на упаковке выглядит следующим образом
где:
1 — манипуляционные знаки,
2 — допускаемые предупредительные надписи,
3 — количество мест в партии, порядковый номер внутри партии,
4 — наименование грузополучателя и пункта назначения,
5 — наименование пункта перегрузки,
6 — надписи транспортных организаций,
7 — объем грузового места (только для грузов, предназначенных для экспорта),
8 — габаритные размеры грузового места,
9 — масса брутто,
10 — масса нетто,
11 — страна-изготовитель и(или) поставщик,
12 — наименование пункта отправления,
13 — наименование грузоотправителя.
Кстати, маркировка опасных грузов регламентируется соглашением ДОПОГ. Специальные правила предусмотрены также для грузов, перевозимых навалом и насыпью или в специализированных транспортных средствах .