Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами подвижного состава. В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов различают: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.

Крытый грузовой вагон используется для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов вагона представляет собой конструкцию, состоящую из рамы с полом, 4-х стен и крыши. Погрузка и выгрузка в универсальных крытых вагонах осуществляется через двери, расположенные в боковых стенах. Вагоны различаются по грузоподъёмности, объёму, количеству дверей.

Полувагон предназначен для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Так как полувагоны не имеют крыши, то это позволяет полностью механизировать погрузку. Для перевозки сыпучих грузов существуют полувагоны с люками в полу, который позволяют механизировать выгрузку таких грузов.

Хоппер (англ. hopper – бункер) – разновидность полувагона, используемая для массовых перевозок удобрений, цемента, зерна и других сыпучих грузов. Для защиты от атмосферных осадков, применяются крытые хопперы с загрузочными люками на крыше.

Платформа – вагон, применяемый для перевозки машин, оборудования, длинномерных грузов, контейнеров, а также сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Контейнерные платформы не имеют бортов и оборудованы специальными замками для крепления большегрузных универсальных контейнеров любых типов.
Платформы для перевозки леса имеют торцевые стены и дополнительные специальные стойки, предотвращающие смещение груза.

Вагон-цистерна применяется для перевозки жидких грузов, сжиженных газов и порошкообразных материалов.

Вагоны бункерного типа – по существу, крытые вагоны или крытые хопперы с той лишь разницей, что на одной раме смонтированы несколько емкостей, предназначенных для перевозки специфических сыпучих грузов (мука, нефтебитум, гранулированные материалы).

Думпкар (англ. dump – опрокидывать, car – вагон) – вагон-самосвал. Он используется для перевозки и механизированной разгрузки сыпучих и крупнокусковых грузов.

Основными техническими характеристиками грузового вагона являются:
тара (собственная масса порожнего вагона), грузоподъемность (наибольшая масса груза, которую можно в нем перевозить), объем кузова, площадь, длина и другие линейные размеры.
Наиболее распространенные типы и размеры вагонов представлены ниже:

КРЫТЫЙ ВАГОН

Существует 2 вида крытых вагонов: 

  • универсальные – служат для перевозки упакованных, штучных или сыпучих грузов; 
  • специализированные предназначаются для транспортировки определенных объектов: животных, птиц, легкового транспорта, листовой стали и т. д. 

Технические характеристики:

наименование грузоподъемность (тонн) объем  (м3) Линейные габариты (длина, ширина, высота) (мм)  
11-066 66 86,4 13800 х 2760 х 2790 
11-217 68 104 13840 х 2760 х 2740 
11-260 68 138 16800 х 2 770 х 3050 
11-264 68 81 13080 х 2760 х 2790 
11-270 68 104 13840 х 2760 х 2790 
11-280 68 138 15720 х 2770 х 2800 
11-286 68 138 15720 х 2770 х 2800 
11-К001 68 138 13840 х 2790 х 2800 
11-К651 (для автомобилей) 42 265 23300 х 3100 х 3670 

*параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя

Платформа

Открытый вагон без крыши, боковых и торцевых стен. Применяется для перевоза: 

  • габаритных транспортных средств, например, тракторов, бульдозеров и т. д.; 
  • негабаритных и крупногабаритных объектов; 
  • контейнеров; 
  • оборудования для промышленных предприятий; 
  • рулонной стали. 

Платформы подразделяются на 2 подвида в соответствии со спецификой перевозимого груза: 

  • универсальные; 
  • специализированные – для легковых авто (2-х ярусные), большегрузных контейнеров. 

Технические параметры:

наименование грузоподъемность (тонн) площадь пола  (м2) линейные габариты нижней площадки (длина, ширина) (мм)  
13-4012 71 36,8 13300 х 2770 
13-401 70 36,8 13300 х 2770 
13-4085 (для техники, негабарита, контейнеров, грузов в ящиках) 72 38,4 13300 х 2830 
13-9004 (для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники) 68 52,5 18300 х 2870 
13-4012-09 (для контейнер-цистерн) 72 36,8 13300 х 2770 
13-4012-10 (для литых слябов) 68 36,8 13300 х 2770 
13-4012-11 (для литого проката) 68   
13-Н451 63 36,8 13300 х 2770 
13-926  73 54 18300 х 2830 
13-935 (для гусеничной и колесной техники, крупнотоннажных контейнеров) 73 54 18300 х 2830 

Вагон-транспортер

Представляет собой разновидность ж/д платформы. Существует несколько видов грузовых вагонов-транспортеров: 

  • площадные – изогнутая платформа с погрузочной площадкой посередине. Тоннажность: от 66 до 220 т; 
  • платформенные – балка имеет прямую, без изгибов, форму. Можно перевозить от 66 до 120 т; 
  • колодцевые – для транспортировки крупногабаритных грузов круглой или квадратной формы. Грузоподъемность: от 4 до 110 т; 
  • сцепные – формируются из 2 секций-платформ. Максимальная загрузка – 480 т; 
  • сочлененные – особенностью конструкции являются 2 консоли, между которыми располагается перевозимый объект. Оснащены гидроподъемниками. Максимальная грузоподъемность составляет 500 т.

Цистерны

Предназначены для транспортировки различных жидкостей: 

  • пищевых; 
  • химических; 
  • продуктов нефтепереработки; 
  • сжиженного газа. 

Емкость цистерн – от 60 до 125 тонн; 2 вида конструктивного решения – на раме и без нее.

Думпкар

Вагон, основные особенности которого – возможность перевозки насыпных грузов и разгрузка методом самосвала (кузов наклоняется и содержимое высыпается). Разгрузочная система может быть гидравлической или пневматической. Думпкары используют для перевоза угля, рудных пород, песка, щебня. Максимальная нагрузка – 180 т.