Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами подвижного состава. В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов различают: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.
Крытый грузовой вагон используется для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов вагона представляет собой конструкцию, состоящую из рамы с полом, 4-х стен и крыши. Погрузка и выгрузка в универсальных крытых вагонах осуществляется через двери, расположенные в боковых стенах. Вагоны различаются по грузоподъёмности, объёму, количеству дверей.
Полувагон предназначен для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Так как полувагоны не имеют крыши, то это позволяет полностью механизировать погрузку. Для перевозки сыпучих грузов существуют полувагоны с люками в полу, который позволяют механизировать выгрузку таких грузов.
Хоппер (англ. hopper – бункер) – разновидность полувагона, используемая для массовых перевозок удобрений, цемента, зерна и других сыпучих грузов. Для защиты от атмосферных осадков, применяются крытые хопперы с загрузочными люками на крыше.
Платформа – вагон, применяемый для перевозки машин, оборудования, длинномерных грузов, контейнеров, а также сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Контейнерные платформы не имеют бортов и оборудованы специальными замками для крепления большегрузных универсальных контейнеров любых типов.
Платформы для перевозки леса имеют торцевые стены и дополнительные специальные стойки, предотвращающие смещение груза.
Вагон-цистерна применяется для перевозки жидких грузов, сжиженных газов и порошкообразных материалов.
Вагоны бункерного типа – по существу, крытые вагоны или крытые хопперы с той лишь разницей, что на одной раме смонтированы несколько емкостей, предназначенных для перевозки специфических сыпучих грузов (мука, нефтебитум, гранулированные материалы).
Думпкар (англ. dump – опрокидывать, car – вагон) – вагон-самосвал. Он используется для перевозки и механизированной разгрузки сыпучих и крупнокусковых грузов.
Основными техническими характеристиками грузового вагона являются:
тара (собственная масса порожнего вагона), грузоподъемность (наибольшая масса груза, которую можно в нем перевозить), объем кузова, площадь, длина и другие линейные размеры.
Наиболее распространенные типы и размеры вагонов представлены ниже:
КРЫТЫЙ ВАГОН
Существует 2 вида крытых вагонов:
- универсальные – служат для перевозки упакованных, штучных или сыпучих грузов;
- специализированные предназначаются для транспортировки определенных объектов: животных, птиц, легкового транспорта, листовой стали и т. д.
Технические характеристики:
наименование | грузоподъемность (тонн) | объем (м3) | Линейные габариты (длина, ширина, высота) (мм) |
11-066 | 66 | 86,4 | 13800 х 2760 х 2790 |
11-217 | 68 | 104 | 13840 х 2760 х 2740 |
11-260 | 68 | 138 | 16800 х 2 770 х 3050 |
11-264 | 68 | 81 | 13080 х 2760 х 2790 |
11-270 | 68 | 104 | 13840 х 2760 х 2790 |
11-280 | 68 | 138 | 15720 х 2770 х 2800 |
11-286 | 68 | 138 | 15720 х 2770 х 2800 |
11-К001 | 68 | 138 | 13840 х 2790 х 2800 |
11-К651 (для автомобилей) | 42 | 265 | 23300 х 3100 х 3670 |
*параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя
Платформа
Открытый вагон без крыши, боковых и торцевых стен. Применяется для перевоза:
- габаритных транспортных средств, например, тракторов, бульдозеров и т. д.;
- негабаритных и крупногабаритных объектов;
- контейнеров;
- оборудования для промышленных предприятий;
- рулонной стали.
Платформы подразделяются на 2 подвида в соответствии со спецификой перевозимого груза:
- универсальные;
- специализированные – для легковых авто (2-х ярусные), большегрузных контейнеров.
Технические параметры:
наименование | грузоподъемность (тонн) | площадь пола (м2) | линейные габариты нижней площадки (длина, ширина) (мм) |
13-4012 | 71 | 36,8 | 13300 х 2770 |
13-401 | 70 | 36,8 | 13300 х 2770 |
13-4085 (для техники, негабарита, контейнеров, грузов в ящиках) | 72 | 38,4 | 13300 х 2830 |
13-9004 (для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники) | 68 | 52,5 | 18300 х 2870 |
13-4012-09 (для контейнер-цистерн) | 72 | 36,8 | 13300 х 2770 |
13-4012-10 (для литых слябов) | 68 | 36,8 | 13300 х 2770 |
13-4012-11 (для литого проката) | 68 | ||
13-Н451 | 63 | 36,8 | 13300 х 2770 |
13-926 | 73 | 54 | 18300 х 2830 |
13-935 (для гусеничной и колесной техники, крупнотоннажных контейнеров) | 73 | 54 | 18300 х 2830 |
Вагон-транспортер
Представляет собой разновидность ж/д платформы. Существует несколько видов грузовых вагонов-транспортеров:
- площадные – изогнутая платформа с погрузочной площадкой посередине. Тоннажность: от 66 до 220 т;
- платформенные – балка имеет прямую, без изгибов, форму. Можно перевозить от 66 до 120 т;
- колодцевые – для транспортировки крупногабаритных грузов круглой или квадратной формы. Грузоподъемность: от 4 до 110 т;
- сцепные – формируются из 2 секций-платформ. Максимальная загрузка – 480 т;
- сочлененные – особенностью конструкции являются 2 консоли, между которыми располагается перевозимый объект. Оснащены гидроподъемниками. Максимальная грузоподъемность составляет 500 т.
Цистерны
Предназначены для транспортировки различных жидкостей:
- пищевых;
- химических;
- продуктов нефтепереработки;
- сжиженного газа.
Емкость цистерн – от 60 до 125 тонн; 2 вида конструктивного решения – на раме и без нее.
Думпкар
Вагон, основные особенности которого – возможность перевозки насыпных грузов и разгрузка методом самосвала (кузов наклоняется и содержимое высыпается). Разгрузочная система может быть гидравлической или пневматической. Думпкары используют для перевоза угля, рудных пород, песка, щебня. Максимальная нагрузка – 180 т.