Не многие знают, что по статистике около 12 процентов окончательной стоимости товара для потребителя включают в себя траты производителя при логистике и хранении товара на складе. Для уменьшения стоимости товара надо упростить цепочку поставки и снизить логистические затраты. В связи с этим многие крупные производители и компании давно применяют в своей работе технологию кросс-докинг. Давайте разберемся в данной технологии, что же за зверь такой “Кросс-докинг?
Кросс-докинг – (от англ. cross — пересекать, напрямую; англ. dock — док, погрузочная платформа, стыковка) – это операция в логистической цепочке движения товара, при которой товар не принимается на ответственное хранение, находясь на складе минимальное время. По сути – это сквозное складирование, прямая доставка от поставщика, без использования хранения на складе.
Категории товаров для кросс-докинга
Есть несколько видов товаров, для которых технология кросс-докинг станет выгодным решением:
– продукты питания с ограниченным сроком хранения (овощи, мясо и фрукты);
– товары высокого качества, которые не требует проверки в процессе приемки;
– товары со строго установленным сроком реализации;
– товары, пользующиеся постоянным повышенным спросом;
– заказы, собранные для максимально быстрой доставки.
Особенности кросс докинга
В процессе сортировки при кросс докинге товар не извлекается, а собирается в виде конкретного заказа, без вскрытия фабричной упаковки.
При низком товарообороте кросс докинг логистика не выгодна для компаний, использующих складские помещения.
Только при достижении определенного объема товарооборота кросс докинг позволяет экономить. Среди логистических аутсорсеров кросс докинг – одна из самых дешевых услуг.
Для кросс докинга требуется самый разнообразный транспорт. Возможно использование легковых малолитражек.
Кросс докинг, в первую очередь, предназначен для увеличения скорости поставок, а не для экономии. Конкурентное преимущество создает быстрая доставка.
Как устроен кросс докинг
Существует двухэтапный и одноэтапный кросс докинг.
Одноэтапный кросс докинг
Товар принимают, а затем отгружают получателю в том же виде и под тем же номером, в каком он пришел. Данный этап, в свою очередь, делится на 6 подвидов:
1. Перевалка через склад. Грузовая единица сохраняется, заменяется транспортное средство.
2. Расконсолидация 1-й вариант. Несколько грузополучателей – один поставщик. В одной машине находится товар для нескольких грузополучателей. Подается несколько машин с товаром и отправляется конечным грузополучателям.
3.Расконсолидация 2-й вариант. Несколько грузополучателей – несколько поставщиков. Одновременно происходит консолидация автомашин различных грузополучателей продукции, поступившей от разных поставщиков и распределение автомашин разных поставщиков по различным грузополучателям.
4.Консолидация. Один грузополучатель – несколько поставщиков. Одна машина загружается и формируется из нескольких приходящих автофургонов. Кросс-докинг проходит в 2 этапа, в случае если, пришедший товар не сформирован по партиям (нужна переконсолидация)
5. Переконсолидация. Несколько грузополучателей – несколько поставщиков. После того как товар разгрузят в зоне выгрузки, происходит его переконсолидация по заказам, которые потом распределяются по машинам.
6. Подсортировка со склада. При перегрузке в другие транспортные средства товар со склада добавляется к товару вновь пришедшему. Может осуществляться при любом из перечисленных выше видов кросс-докинга.
При двухэтапном кросс-докинге отгруженная партия товара переоформляется и разделяется на группы. Особенность 2-х этапного кросс-докинга в повышенной безопасности: упаковка каждой единицы груза в отдельно взятых пределах складского места должна иметь свою маркировку, номер заказа и наименование грузополучателя и исключать несанкционированный доступ.
На уровне единичной упаковки кросс-докинг требуется чаще всего. Например, при сортировке одежды, грузопереработке печатных изданий, почты. В этих случаях применяют различные сортировочные системы:
Oval sorter – система овальной формы предназначена для сортировки товаров в мягкой упаковке (одежда). Товар кладётся на специальные подносы – лотки. Лотки открываются в нужном месте распределения и товар попадает прямо в отправочный короб, контейнер или мешок;
Hаng sorter – предназначенная система для сортировки товаров на вешалкaх. На рельсы скольжения специальный крюк сортировщика сбрасывает товары, где они могут быть направлены в зону отправки на определенном конвейере, упакованы в контейнеры, в ручную тележку или иными способами. Основные виды перерабатываемого товара – висящие товары: короба, одежда и др;
Slide trаy sorter – устройство сортировки овальной формы, работающее со специальными лотками наклонёнными под углом 45 градусов. При открытии нижнего конца лотка товары под действием силы тяжести выскальзывают из лотка на место назначения. Обрабатывает широкий спектр продуктов, например, DVD, CD, книги, бытовая электроника, конверты, упакованная обувь/одежда, коробки или почтовые посылки.
Line sorter – работающая на конвейерном принципе линейная автоматическая система сортировки товаров. Используется для товаров в твердой упаковке: электроника, мультимедиа, почта, и т.д. Товары скатываются в короб по специально наклоненному лотку.
Crossbelt sorter – устройство сортировки линейное с поперечными лентами. На поперечныe ленты устройства кладутся отдельные товары. Специальные ленты могут двигаться вправо или влево, и в нужное время в отправочный накопительный отсек отправляется товар, после чего перекладывается в коробки.
Плюсы и минусы кросс докинга
Плюсы:
+ поставщик целиком отвечает за недостачу;
+ время поставки грузов и товаров от производителя до конечного грузополучателя уменьшается;
+ потребность грузополучателя в складских помещениях снижается;
+ уменьшается время комплектации товара конечному грузополучателю;
+ снижаются затраты на строительство собственного склада, обслуживание и аренду;
+ появляется возможность одновременной работы с большим количеством заказчиков и поставщиков;
+ уменьшается потребность в складском персонале, что приводит к повышению производительности труда;
+ улучшается ротация товаров, сокращаются запасы в магазинах;
+ уменьшаются издержки на персонал у грузополучателя, снижаются затраты, связанные с размещением, отбором и складированием товаров с мест хранения, на проведение логистических операций.
Минусы:
– кросс докинг логистика приносит прибыль только если отгрузка более 3000 кубических метров в неделю;
– кросс-докинг может привести к разногласиям между поставщиком и грузополучателем, а также оператором, так как не предусматривает контроль тары, качества и количества отгружаемого и принимаемого товара, как на уровне грузовой единицы, так и на уровне складского места;
необходима взаимосвязь между ERP-системой поставщика и грузополучателя (надо учитывать, что как грузополучателей, так и поставщиков может быть множество, что требует довольно сложную и развитую систему IT) и WMS системой оператора кросс-докинга, иначе могут возникнуть проблемы с формированием и оформлением отгрузки с юридической стороны.
Характеристики склада для кросс-докинга
Для организации кросс-докинга главное отличие от обычного склада заключается в том, что ширину здания обычно принимают величиной порядка 1/3 длины, при равной площади склада, благодаря чему по длине здания можно расположить большее число зон с доками.
Складские помещения (площадки), должны быть оборудованы необходимым количеством ворот (на 300-500 м.кв площади – 1 ворота) с оптимальным количеством погрузочной техники. Склад в классическом понимании при выполнении операций кросс-докинга не нужен. Невысокое помещение прямоугольной формы тоже подойдет. Здание должно быть оборудовано с двух сторон погрузо-разгрузочными доками, что позволит разделить исходящий и входящий товарные потоки и минимизировать пробеги техники.
Для кросс докинга важна пропускная транспортная способность склада, то есть количество воротных доков и свободная площадь для перемещения товара. Из-за большой длины склада для кросс-докинга строят помещения также в виде букв I, L, H, U, T.
Применение кросс-докинга в России
В России кросс-докинг начал применяться в конце 90-х годов. Сегодня он считается важной составляющей логистической цепочки во многих отраслях.
Новые складские помещения 2013-2014 годов постройки в большинстве своем предусматривают возможность кросс-докинга. Доки делаются с двух сторон склада, с одной стороны – на въезд, с другой – на выезд. Он применяется в распределительных центрах розничных сетей, например, «Пятерочка», «Лента», «Верный», «Магнит».
В классическом виде кросс-докинг мало кто использует, часто приходится прибегать к сквозному хранению продукции, т.к. сложно рассчитать точное время прихода грузов и найти необходимое количество машин для перегрузки товара. Не смотря на это, все чаще владельцы бизнеса стали обращаться к технологии кросс-докинга, т.к. в текущих условиях многие оптимизируют свои расходы на аренду складов.